Верховная Рада может комплексно решить земельные вопросы

Соответствующий законопроект №6049-1 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно решения вопроса коллективной собственности на землю, совершенствование правил землепользования в массивах земель сельскохозяйственного назначения, стимулирования орошения и предотвращения рейдерства в Украине» было зарегистрировано 23.02.2017 г.

земельный пай

Первым блоком вопросов, которые касаются правовой инициативы, есть правила использования массива земель сельскохозяйственного назначения. Так, ни для кого не секрет, что большинство владельцев паев в земельных массивах не желают использовать их самостоятельно, зато передают в аренду аграрным предприятиям. В результате большинство полевых дорог таких массивов де-факто используются как пашня. При площади таких дорог около 2% каждого массива в целом в Украине они занимают около 500 000 га.

Кроме того, нарушение целостности массивов при паевании стало источником возникновения другой проблемы — участков, расположенных посреди массива. Ведь такое размещение не только создает существенные неудобства в проходе с / х техники для использования других участков (в том числе существенно усложняя орошения), но и открывает возможности для рейдерства, направленного на создание искусственных сложностей землепользователю для дальнейшего шантажа и получения материальной выгоды. Не облегчает жизнь аграриям и состояние полевых лесополос и других защитных насаждений — многолетнее законодательная неопределенность механизма управления землями коллективной собственности (в которой и находятся упомянутые территории) привела к тому, что такие земли фактически не имеют реального владельца. Это, в свою очередь, выливается в массовую вырубку лесополос, что уже в настоящее время способствует эрозии почв и негативно влияет на состояние окружающей природной среды.

Поэтому, по мнению авторов законопроекта, целесообразно на законодательном уровне определить правила использования массива земель сельскохозяйственного назначения, которым:

  • предоставить право землепользователю, который использует значительную часть земель массива, на получение в аренду земель под полевыми дорогами (с обязанностью установления земельных сервитутов для доступа к другим земельным участкам массива)
  • предоставить арендаторам земельных участков, расположенных в массиве, право предоставлять их в субаренду арендатору другого земельного участка в том же массиве, без согласования с арендодателем, оставаясь ответственным за выполнение договора аренды.
  • предоставить право землепользователю, который использует существенную часть земель массива (75% от общей площади) на получение в аренду (субаренду) других земель массива с предоставлением их владельцам (арендаторам) других равноценных земельных участков в том же массиве
  • предоставить возможности физическим и юридическим лицам использовать земельные участками под лесными и другими защитными насаждениями на праве аренды, будет приобретаться без проведения земельных торгов.

Отдельно следует отметить неудовлетворительность ситуации с определением границ и конфигурацией земельных участков, которые очень часто не совпадают с информацией в правоустанавливающих документах. Довольно значительные проблемы есть и в отражении сведений о земельных участках массива в Государственном земельном кадастре — почти в каждом массиве есть площади, сведения о которых не внесены в кадастр.
Авторы законопроекта видят решение этих проблем в инвентаризации массива земель с/х назначения, порядок проведения которой и предлагается определить предложенным документом на законодательном уровне.

Кроме того, актуальным до сих пор остается вопрос нераспаеванные земли коллективной собственности — фактически такие земли не имеют собственника, соответственно легальное оформление права их аренды невозможно, а плата за землю никем не уплачивается. Общее количество таких земель в пределах Украины составляет по разным оценкам более миллиона гектаров.

Для решения этой проблемы предлагается:

  • признать коммунальной собственностью территориальных общин сел, поселков, городов земли коллективной собственности тех коллективных сельскохозяйственных предприятий, которые ликвидированы;
  • предоставить возможность общему собранию членов коллективных сельскохозяйственных предприятий, паевания земель в которых завершилось до 2020 года перераспределить между собой (допаевать) остаток сельскохозяйственных угодий и передать земли несельскохозяйственного назначения коммунальной собственности;
  • установить конечный срок выделения в натуре (на местности) невостребованных (нераспределенных) земельных участков;
  • предоставить органам местного самоуправления право временного распоряжения землями коллективной собственности путем передачи их в аренду до момента государственной регистрации права собственности на них;
  • предоставить органам местного самоуправления с 2020 года право обращаться в суд с заявлением о передаче в коммунальную собственность земельных участков коллективной собственности в порядке признания имущества бесхозным.

 

Основными преимуществами данного законопроекта является комплексное решение вопроса использования массивов земель сельскохозяйственного назначения и ряда связанных с этим проблем. Проект предлагает действенный механизм решения вопроса оптимизации землепользования в пределах массива, предотвращения рейдерства, устранение «шахматки» и содействия развитию орошения.

Источник: Украинская Аграрная Конфедерация


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *