Участок для маневра

Мошенничество при оформлении сделок с землей хотят минимизировать. Земельный кадастр сведет к минимуму человеческий фактор.

2007 г. Государственным комитетом по земельным ресурсам объявлен годом землеустройства. Начать осуществление экологических и экономических мер, которые направлены на регулирование земельных отношений и рациональную организацию территорий административно-территориальных образований, было решено с создания и внедрения Единой автоматизированной системы земельного кадастра Украины.

Эксперты утверждают, что единая общегосударственная база данных, содержащая информацию обо всех земельных участках Украины, а также их собственниках, существенно облегчит все существующие земельные процессы и станет существенным шагом на пути к земельной реформе.

Андрей Кобринский, генеральный директор ГП «Центр государственного земельного кадастра», рассказал, что система предназначена исключительно для служебного пользования и доступ к ней будут иметь представители соответствующих органов власти. «Представители органов власти Киевской области получат доступ исключительно к базам данных Киевской области и т. д.», — уточнил эксперт. По его словам, система будет работать по принципу «единого окна». На практике это должно означать преодоление отчуждения между собственниками и государством, то есть все процессы, связанные с оформлением земельных участков, которые раньше длились месяцами, теперь будут занимать часы, а также станет возможным более точно определять реальную стоимость земли. Что, в свою очередь, осуществиться благодаря снижению роли человеческого фактора в земельных процессах, отметил г-н Кобринский.

Ожидается, что после уже года функционирования кадастра в среднем в два раза пополнятся налоговые отчисления в бюджет. Глава Государственного комитета земельных ресурсов Николай Сидоренко пояснил, что сегодня нет никаких данных о своевременных отчислениях за землепользование. «Более того — ни у налоговой администрации, ни у других компетентных органов нет данных о землепользователе, а значит, говорить о налоговых отчислениях за землепользование вообще не приходится. Поэтому если кадастр будет работать, отчисления станут систематизированными», — уверен специалист.

Однако удастся ли осуществить эти и многие другие положительные изменения в земельных процессах, которые стали возможны благодаря созданию земельного кадастра, еще не известно. Хотя кадастр и готов к работе, реальная дата внедрения и использование системы «в быту» остается под большим вопросом, сетует г-н Кобринский.

Председатель Союза землеустроителей Украины и один из авторов земельного кадастра Антон Третяк пояснил: «Чтобы система начала работать, наши парламентарии должны принять соответствующий законопроект от 25.05.2006 г. – «О земельном кадастре», который установит системе четкий правовой статус. Но его принятие уже который месяц тормозит». Эксперт утверждает, что принять этот проект, как и законопроект от 25.05.2006 г. «О рынке земель», необходимо было еще после принятия Земельного кодекса. Ведь урон, понесенный страной из-за своевременного неприятия данных актов, все больше усугубляется. Г-н Третяк констатировал, что по этой причине Украина ежегодно теряет 150-200 млн. грн., а социальные убытки от того, что сегодня не действует механизм регулирования рынком земли, еще более значительны.

Г-н Сидоренко уверен, что за отсрочкой в решении вопроса о принятии законопроекта стоят люди, которым это не выгодно. «В первую очередь это те, у кого в наличии может быть и 100 земельных участков. Нам известны такие прецеденты», — делится специалист и добавляет, что данный документ вносился на рассмотрение во втором чтении и в январе, и в феврале, и в марте. Г-н Сидоренко отметил, что кадастр сможет эффективно работать лишь в том случае, если будет отменена ст. 204 Земельного кодекса и примут Закон «О земельном кадастре».

Напомним, что законы «О земельном кадастре» и «О рынке земель» являются необходимыми для принятия как наиболее действенные механизмы регулирования рынка земли. Пока же, говорят эксперты, решение соответствующих законопроектов находится под большим вопросом, рынок земельных отношений развивается по довольно хаотичной схеме (см. «СЕЙЧАС», №245 от 28 декабря 2006 г.). Кроме того, до 1 января 2008 г. продолжает действовать мораторий на куплю-продажу сельскохозяйственных земель, что является одной из причин непривлекательности Украины для потенциального зарубежного инвестора и возникновения серого рынка.

По словам экспертов, следующим этапом на пути к землеустройству в текущем году станет инициирование создания Министерства по земельной политике и агентства (или фонда) управления земель государственной собственности. «Это те этапы, из которых должна состоять реорганизация системы земельных отношений», — констатирует изданию «СЕЙЧАС» Николай Сидоренко.

Напомним, что 31 января Кабинет Министров своим постановлением реорганизовал Государственный комитет по земельным ресурсам в Государственное агентство земельных ресурсов. И еще в 2005 г. намеревался реформировать Госкомзем. В 2004 г. Кабмин увеличил численность центрального аппарата Госкомзема на 40 человек — до 180.

ГЛАВНОЕ

Существующая система регулирования земельных отношений нуждается в серьезной реорганизации. Первым ее этапом стало создание Единой автоматизированной системы земельного кадастра Украины. Несмотря на то что система готова заработать хоть сейчас, ее запуск произойдет не раньше, чем будет принят Закон «О земельном кадастре». Увы, эксперты связывают данный фактор с нежеланием тех, кто владеет сотнями земельных участков, сделать так, чтобы подобная система в Украине заработала. Поэтому судьба указанного законопроекта, как и проекта «О рынке земель», являющихся необходимыми механизмами регулирования земельных отношений, пока не ясна.

Сейчас


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.